МАКАРЕНКО Анатолий Иннокентьевич

Герой Социалистического Труда
Родился 1 ноября 1936 года в деревне Цветковка Чугуевского района Приморского края. Отец – Макаренко Иннокентий Никифорович (1909–1987), участник Великой Отечественной войны. Мать – Макаренко Ульяна Сидоровна (1910–1986). Супруга – Макаренко Надежда Ивановна (1937 г. рожд.). Дочь – Оксана (1959 г. рожд.). Внучка – Анастасия (1981 г. рожд.), окончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, Государственную классическую академию имени Маймонида, музыкант. Правнучка – Софья (2005 г. рожд.)
В крестьянской семье Макаренко было четверо детей: трое сыновей, Анатолий – младший из них, и сестра Зинаида. Братья, Владимир и Александр, стали моряками Дальневосточного пароходства. Отец заведовал колхозной пасекой. Работу очень любил, получал солидный урожай: с одного улья до 120 килограммов липового меда. Иннокентий Никифорович был человеком достаточно образованным, начитанным. Одно время возглавлял сельсовет. Мать грамоты не знала, всю жизнь трудилась в колхозе. В 1945 году, после демобилизации отца, семья переехала в Ивановский район Приморского края. Там в 1953 году Анатолий окончил среднюю школу.
В том же году поступил во Владивостоке в Высшее инженерное мореходное училище (ныне Государственный морской университет имени адмирала Г.И. Невельского), судомеханический факультет которого окончил в 1958 году по специальности «судовые машины и механизмы». В 1957 году состоялось первое знакомство будущего крупного организатора судостроительной промышленности страны с подводной лодкой. Ей была посвящена дипломная работа.
Сразу после вручения выпускникам училища дипломов произошла встреча с находившимся в тот момент во Владивостоке представителем Северного машиностроительного предприятия («Севмаш») из города Северодвинска Архангельской области (в то время город Молотовск). Он предложил выпускникам работу на своем заводе. Группа из 30 человек, в том числе Анатолий, не колеблясь, отправляется в Поморье. Молодых людей привлекло то, что «Севмаш» являлся в то время крупнейшим судостроительным заводом в Советском Союзе, на нем работало 25 тысяч человек, при его строительстве были учтены все ошибки, допущенные при возведении аналогичного завода в городе Комсомольске-на-Амуре.
Тогдашний директор предприятия
Е.П. Егоров, которого Анатолий Иннокентьевич вспоминает с большой теплотой, по традиции того времени принял молодых специалистов лично, он же определил каждому из них рабочее место. Анатолий попадает в конструкторский отдел на должность конструктора, там же становится инженером-конструктором. Он активно включается в общественную жизнь, его избирают заместителем секретаря комсомольской организации конструкторского отдела. Со временем Анатолий убеждается, что конструкторская стезя все же не его призвание, и через два года просит руководство направить на производство.
Это был период перехода завода на атомное подводное кораблестроение. Требовалась серьезная модернизация производства под строительство подводных лодок. Работа для Анатолия показалась очень интересной, информативной, позволявшей знать все специальности, иметь контакты с внешним миром, заказчиками. Первая должность А.И. Макаренко на новом поприще – помощник строителя по энергетике. Строитель в судостроении – это организатор производства. Начинал с субмарины проекта 627А, пришедшей на ремонт. Отвечал за весь объем работ, связанных с ядерным отсеком, участвовал в перегрузке активной зоны одного из реакторов с помощью комплекта перегрузочного устройства с временным хранением отработавших тепловыделяющих каналов в специальном водяном бассейне плавучего дока. За этот период он познакомился с ведущими специалистами, начальниками цехов и отделов завода, освоил основы организации и координации работ при строительстве кораблей. После сдачи заказа Анатолий Иннокентьевич уже занимается строительством только новых подлодок. По служебной лестнице продвигался быстро: из помощников – в строители, в 26 лет – уже старший строитель, ответственный сдатчик корабля. Первым из этих кораблей была подлодка проекта 675 с крылатыми ракетами подводного старта главного конструктора П.П. Пустынцева, предназначенными для борьбы с морскими целями. Заказ принял уже подготовленным специалистом.
В 1965 году после успешной сдачи корабля становится заместителем главного строителя завода. Назначение было неожиданным, поскольку были сдатчики старше него и с гораздо большим опытом сдачи кораблей. Анатолий Иннокентьевич высказал директору свои опасения по поводу столь высокого назначения, на что директор ответил: «Поможем, не справишься – снимем». Заместителем главного строителя он работал до 1974 года.
Новое назначение пришлось на самую острую фазу «холодной войны». Это было время жесткого соперничества в мире за превосходство на море. Перед руководством страны стояла задача достижения паритета с США. В СССР тогда принимается крупнейшая в истории военного кораблестроения программа создания отечественных атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Завод приступает к строительству крупной серии подводных лодок проектов 667, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ генерального конструктора С.Н. Ковалёва, а также проектов 705К, 685. А.И. Макаренко становится непосредственным исполнителем и одним из руководителей выполнения программы. В 1970 году за сдачу головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А А.И. Макаренко удостаивается ордена Ленина. Руководство предприятия, отрасли оценило работу Анатолия Иннокентьевича, назначив его в декабре 1974 года главным инженером – первым заместителем директора Северного машиностроительного предприятия (самым молодым главным инженером в истории завода). При этом по настоянию первого заместителя министра судостроения И.С. Белоусова он оставался ответственным за обеспечение сдаточных программ предприятия.
Объем работы был гигантским, беспрецедентным. Предприятие сдавало по 3–6 атомных подводных лодок в год. В обязанности А.И. Макаренко входили: организация непосредственной работы завода, поддержание связи с заказчиками, с военной приемкой, проведение морских испытаний. А у кораблестроителей, как известно, особым уважением и почетом пользуются те рабочие и специалисты, которые участвуют в испытаниях заказанных судов на море. Это в полной мере относится к А.И. Макаренко. Этот период Анатолий Иннокентьевич считает самым интересным и самым творческим в своей жизни. Чего стоят только масштабные работы по улучшению акустических параметров подводных лодок! Первые отечественные субмарины имели повышенную шумность. А.И. Макаренко всерьез берется за этот вопрос, в 1985 году защищает по этой теме диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, предлагает создать на заводе Научно-технологический центр, который и возглавил, выполняя параллельно свои основные обязанности. Он собирает группу талантливых инженеров, строит специальный цех. По его инициативе внедряется масса оригинальных конструкторских решений, например опорные амортизирующие устройства, гидропленочный амортизатор, осваивается применение новых металлов, электролучевая сварка. Труд А.И. Макаренко окупился сторицей. Лодки более поздних модификаций уже называют «черной дырой», поскольку уровень создаваемого ими шума ниже уровня шума моря.
Паритет с американцами на море был достигнут. И в этом есть толика заслуг главного инженера «Севмаша» А.И. Макаренко. Вместе со своими коллегами с Амурского судостроительного завода в городе Комсомольске-на-Амуре было построено в общей сложности 77 тяжелых ракетных атомных подводных крейсеров.
Анатолию Иннокентьевичу поручают новое направление работы. Была поставлена задача создания в короткие сроки кораблей третьего поколения (проекты 941 и 949) и строительства головных кораблей этих проектов, которые бы не уступали крупнейшим по тем временам американским подлодкам класса «Трайдент». Очевидной была необходимость серьезной реконструкции завода. После ее проведения производственные мощности предприятия увеличились примерно в два раза. Создается комплекс новых цехов, включая самый крупный в мире эллинг (к примеру на крыше эллинга могли разместиться восемь футбольных полей), цехи корпусно-сборочного производства, цех стеклопластиковых конструкций, несколько механических цехов, новый гальванический цех. В ходе реконструкции завода А.И. Макаренко возглавляет ряд правительственных комиссий по приемке новых цехов.
Этот период на посту главного инженера – самый важный в его биографии. Под его непосредственным руководством со стапелей завода начали сходить подводные лодки «Акула» и «Гранит» соответственно с 20 и 24 баллистическими ракетами с разделяющимися боеголовками на борту. Министр судостроения М.В. Егоров по согласованию с ЦК КПСС назначает главного инженера А.И. Макаренко ответственным за своевременную и качественную сдачу заказа. Он практически возглавляет на предприятии строительство и испытания. В создании уникального корабля участвовали сотни коллективов. Нужен был постоянный контроль и координация работ. Требовательный к себе, А.И. Макаренко был требователен и к подчиненным. Строительство головного корабля проекта 941 (ныне «Дмитрий Донской») было организовано в напряженном режиме: в три смены, проверки в 22.00, работа без выходных.
А.И. Макаренко блестяще справился с государственным заданием. Первую лодку разработали, построили и сдали за пять лет. Насколько важной была эта задача для страны, свидетельствует такой факт: 10 тысяч человек были отмечены государственными наградами, 10 человек, и среди них А.И. Макаренко, получили звание Героя Социалистического Труда, один – Героя Советского Союза.
В 1986 году А.И. Макаренко назначается генеральным директором производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» Министерства судостроительной промышленности СССР.
Анатолий Иннокентьевич относится к той категории специалистов, которые считают, что советские кораблестроители предотвратили новую мировую войну. Американцы, прежде серьезно не считавшиеся с СССР, отличавшиеся наглостью в своем поведении на море, заговорили о необходимости поддержания международной безопасности, об ограничении стратегических вооружений. Работа шла под неусыпным контролем Политбюро ЦК КПСС, правительства страны. У А.И. Макаренко было много встреч с руководителями государства, поскольку он нес личную ответственность за выполнение поставленной задачи. Расширялся круг его общественных обязанностей. Как крупный номенклатурный работник он становится депутатом Верховного Совета РСФСР, входит в местные и региональные представительные органы власти, позднее избирается делегатом XXVII съезда КПСС.
В апреле 1988 года А.И. Макаренко назначается заместителем министра судостроительной промышленности. Он курировал строительство надводных боевых кораблей и минно-торпедное вооружение. Участвовал в испытаниях и сдаче уникального боевого спасательного корабля «Алогез» в городе Николаеве, способного спасать затонувшие корабли с глубины 6 тысяч метров, а также в сдаче тяжелого атомного крейсера «Калинин» Балтийского завода. Руководил межведомственным координационным центром по сдаче авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В августе 1991 года Анатолий Иннокентьевич становится первым заместителем министра судостроительной промышленности СССР. После распада Советского Союза и упразднения министерства А.И. Макаренко в качестве президента возглавил судостроительную корпорацию «Судпром». Со временем корпорация «Судпром» была реорганизована. В настоящее время А.И. Макаренко является президентом ЗАО «Судостроение».
Позднее Анатолий Иннокентьевич работал на кафедре Московской государственной академии транспорта, до сих пор является там председателем Государственной экзаменационной комиссии, продолжал активную производственную и творческую деятельность.
Анатолий Иннокентьевич имеет около 20 научных трудов, ряд изобретений, подтвержденных патентами. Он награжден золотой медалью Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Действительный член Российской инженерной академии, член-корреспондент Международной инженерной академии. За большой вклад в развитие города Северодвинска награжден специальным знаком «За заслуги перед городом Северодвинск».
С молодых лет дружит со спортом. В годы учебы во Владивостоке выполнил норматив мастера спорта СССР по велоспорту, был чемпионом Приморского края. Занимался греблей. В зрелом возрасте увлекся большим теннисом, организовал в Северодвинске теннисный клуб, имевший свой корт с деревянным покрытием. Особая его гордость – внучка Анастасия, выпускница Музыкального училища имени Гнесиных и правнучка Соня.
Живет и работает в Москве.