Котов Павел Григорьевич

Герой Соц.Труда
Котов Павел Григорьевич – заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения ВМФ СССР, адмирал-инженер.
Родился 21 декабря 1910 (3 января 1911) года в деревне Матвейково ныне Новодугинского района Смоленской области в семье потомственных корабелов. Русский. Его дед – Василий Андреевич – строил крейсер «Аврора», отец – Григорий Васильевич (1887-1967) – трудился на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота. По семейной традиции П.Г.Котов в 1929 году направился в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), на Адмиралтейский судостроительный завод. Трудился судосборщиком на строительстве подводных лодок типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Одновременно учился - в 1933 году окончил рабочий факультет при Ленинградском институте путей сообщения.
В РККФ с 1933 года. В 1938 году окончил кораблестроительный факультет Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С июня 1938 года - помощник военного представителя на металлургическом заводе "Азовсталь" в Мариуполе, с августа 1938 - на заводе № 189 в Ленинграде. С июля 1939 года – старший военный представитель, а с сентября 1940 года – районный инженер Управления кораблестроения ВМФ и начальник группы на Ижорском заводе.
С первых дней Великой Отечественной войны П.Г.Котов принимал энергичные меры к подготовке надводных и подводных сил Балтийского флота к отражению наступления врага на море. По инициативе П.Г.Котова была использована корабельная броня, имевшаяся на складах, полигонах ВМФ и предприятиях промышленности, для строительства дотов на рубежах обороны города. Под руководством и непосредственном участии П.Г.Котова с июля 1941 года по январь 1943 года из 18400 тонн этой брони были изготовлены более 8000 броневых оборонительных сооружений сорока типов. Имя П.Г.Котова навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В это же время районный инженер Управления кораблестроения ВМФ на заводе № 189 (с августа 1942) в Ленинграде П.Г.Котов обеспечил приёмку выполненных в 1942 году на заводе № 189 работ по ремонту линкора «Октябрьская Революция», крейсеров «Киров» и «Петропавловск», эсминца «Сторожевой».
Ещё шла Великая Отечественная война, когда в марте 1943 года П.Г.Котова пригласили к участию в разработке плана строительства флота и восстановления судостроительных заводов на должность начальника 1-го (с сентября 1944 - 2-го) отдела в Управление кораблестроения ВМФ. На основе анализа опыта использования сил флота в войне с фашистской Германией он определил оперативно-технические требования для всех классов боевых кораблей и вспомогательных судов в послевоенный период. Его предложения получили высокую оценку. Также в 1943 году он успешно выполнил важное задание правительства по организации серийной постройки 88 единиц катеров "малый охотник" на заводе поселка Сосновка Кировской области.
После окончания Великой Отечественной войны работал в Главном управлении кораблестроения ВМФ: с мая 1946 - заместитель начальника, с марта 1950 - начальник одного из управлений этого Главка. С мая 1952 - заместитель начальника Главного управления кораблестроения ВМФ. Инженер-контр-адмирал (3.11.1951).
Затем несколько лет работал в центральных органах: с января 1953 - заместитель секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны, а с марта 1953 - адмирал для особыл поручений - помощник Министра обороны СССР по военно-морским вопросам. Одновременно в январе 1953 - сентябре 1955 - помощник Председателя Совета Министров СССР.
В марте 1957 - августе 1958 - заместитель начальника кораблестроения ВМФ СССР по научно-исследовательской работе. Инженер-вице-адмирал (18.02.1958). С августа 1958 по август 1965 года - заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ. С августа 1965 года и до выхода в отставку в марте 1986 года – заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения ВМФ, член Военного совета ВМФ.
25 октября 1967 года ему было присвоено воинское звание «инженер-адмирал» (с 18 ноября 1971 – адмирал-инженер, с 26 апреля 1984 – адмирал). За вклад в строительство атомного флота в 1974 году ему была присуждена Ленинская премия.
Являясь одним из организаторов создания советского океанского атомного ракетно-ядерного ВМФ, П.Г.Котов в сентябре 1955 года входил в состав комиссии при проведении первого в СССР подводного испытания морской ядерной торпеды Т-5 на Новоземельском морском ядерном полигоне, в начале 1958 года был заместителем председателя правительственной комиссии на приёмных испытаниях первой советской атомной подводной лодки. При активном участии П.Г.Котова проходило развитие ВМФ, сменилось три поколения атомных подводных лодок, были введены в строй десятки крупных надводных кораблей. Эта работа проводилась в тесном контакте с ведущими учёными страны, и, прежде всего, с президентом АН СССР А.П.Александровым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1980 года адмирал-инженеру Котову Павлу Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
П.Г.Котов лично причастен ко многим достижениям отечественного атомного судостроения. Он участвовал в разработке проекта корабля XXI века – тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», крупнейшей в мире ядерной подводной лодки стратегического назначения «Тайфун».
С марта 1986 года адмирал П.Г.Котов – в отставке.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 января 2007 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).
Награждён двумя орденами Ленина (1961, 1980), орденом Октябрьской Революции (1967), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1953, 1967), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени (1963), тремя орденами Красной Звезды (1942, 1945, 1949), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями, именным оружием (1971).
Лауреат Ленинской премии (1974).
Почётный гражданин города Северодвинск (10.06.1980).
Биография дополнена А.А.Симоновым, А. Бочаровым.