Егоров Евгений Павлович

Герой Соц.Труда
Егоров Евгений Павлович – выдающийся советский учёный и инженер-кораблестроитель, организатор судостроительного производства, директор завода № 402 «Северное машиностроительное предприятие» (город Северодвинск Архангельской области).

Родился 7 (20) января 1908 года в деревне Основа ныне Березовского района Одесской области (Украина) в семье сельских учителей. Украинец. В 1919 году окончил сельскую школу, а в 1923 году – семилетнюю трудовую школу № 10 в городе Николаев. Трудовую деятельность начал в 1924 году. С июня 1924 года по август 1925 года работал подручным литейщика в мастерских техникума имени К.А.Тимирязева в Николаеве.

В 1925 году окончил Николаевскую профессиональную техническую школу, а в 1930 году – Николаевский кораблестроительный институт (ныне – Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова) по специальности «судостроение и судоремонт» (без защиты дипломного проекта). С 1929 года, не прерывая обучения в институте, а затем в аспирантуре (1930-1931), работал на заводе имени Андре Марти (ныне – «Черноморский судостроительный завод») чертёжником, конструктором, заместителем начальника конструкторского отдела, строителем и ответственным сдатчиком кораблей. Участвовал в постройке и сдаче флоту первых подводных лодок типа «Декабрист».

В 1931-1933 годах на преподавательской работе в Николаевском кораблестроительном институте. Затем командирован во Владивосток: семь лет работал на «Дальзаводе» (1933-1940), где строил подводные лодки, был начальником монтажного цеха и главным строителем – ответственным сдатчиком эскадренных миноносцев. В апреле 1940 года был назначен главным инженером завода имени Ленинского комсомола (ныне – ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре. Его большой вклад в создание кораблей на дальневосточных заводах был отмечен орденом Красной Звезды (1939) и орденом «Знак Почёта» (1942). С января по октябрь 1944 года работал в составе закупочной комиссии СССР в США, изучал организацию судостроения на американских верфях.

С января 1945 года по февраль 1950 года главный инженер 3-го Главного управления Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (с февраля по сентябрь 1945 года находился в действующих частях 1-го Украинского фронта, в составе группы уполномоченного Государственного Комитета Обороны СССР в звании подполковника и капитана 1-го ранга участвовал в освобождении Польши и Чехословакии). С февраля по ноябрь 1950 года заместитель главного инженера ведущей технологической службы судостроения страны – Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения, с ноября 1950 года по февраль 1952 года главный инженер Балтийского завода в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).

18 января 1952 года Е.П.Егоров приказом министра судостроительной промышленности СССР В.А.Малышева был назначен директором завода № 402 (ныне – ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие») в городе Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области и 13 февраля 1952 года приступил к исполнению этих обязанностей. Е.П.Егоров рассказывал, что, когда он получил назначение в Молотовск, И.В.Сталин, напутствуя нового директора, назвал завод № 402 «спящей красавицей», которую пора разбудить. С участием Е.П.Егорова на Севмашпредприятии было завершено строительство эскадренных миноносцев «Опасный», «Оживлённый», «Ожесточённый», крейсеров «Молотовск» (впоследствии – «Октябрьская Революция») и «Мурманск».

В 1954 году началось строительство принципиально новых, дизель-электрических подводных лодок, затем и атомных – с ракетной установкой, первых опытных атомных подводных лодок с корпусами из титановых сплавов, атомных подводных лодок с энергетической установкой с жидкометаллическим теплоносителем. Планомерно велось строительство серийных кораблей – атомных подводных лодок первого и второго поколений. Осуществлялась генеральная реконструкция производственной структуры. Строились новые цехи, создавались уникальные производства. Выполнялись задания по проектированию и внедрению новейших технологических процессов для строительства атомных подводных лодок третьего поколения. Огромен личный вклад Е.П.Егорова в создание предприятием первой в мире дизельной подводной лодки с ракетным вооружением (проект В611), первой в стране атомной подводной лодки (проект 627) и первой в мире титановой атомной подводной лодки (проект 661).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года за выдающиеся заслуги в создании первой в стране атомной подводной лодки Егорову Евгению Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Опыт, полученный предприятием при строительстве атомных подводных лодок первого поколения, был существенно развит и успешно использован при организации строительства самой крупной в истории атомного подводного судостроения серии атомных подводных лодок проекта 667А. Под руководством Е.П.Егорова, а часто и по прямой его инициативе, построены новые цехи, разработаны и внедрены организационно-технические мероприятия, в том числе: оснащение цеха № 5 современной техникой, создание нестандартного оборудования для корпусно-сварочных работ, широкое применение агрегатной и узловой сборки оборудования и систем, организация механизированных участков изготовления контейнеров и шахт. Важнейшим мероприятием, призванным сократить продолжительность постройки атомных подводных лодок и снизить затраты, Е.П.Егоров уделял постоянное внимание, брал под личный контроль их реализацию. Его вклад в создание головной атомной подводной лодки второго поколения проекта 667А был отмечен присуждением ему в 1970 году Ленинской премии.

При Е.П.Егорове завод стал передовым предприятием отечественного судостроения, одним из лучших в мире судостроительных комплексов. За успехи в освоении производства новой военной техники, внедрении передовой технологии Севмашпредприятие было награждено орденом Ленина (23.07.1959), орденом Трудового Красного Знамени (28.04.1963) и орденом Октябрьской Революции (18.01.1971). Е.П.Егоров был выдающимся организатором и инженером, его отличал комплексный подход в решении задач, которые ставило перед предприятием руководство страны. Это не только сто современных кораблей, построенных при его руководстве, но и сотни жилых домов, Севмашвтуз, Дворец культуры. Численность работающих на заводе увеличилось вдвое, достигнув 30 тысяч человек, и каждый корабел прямо или косвенно ощущал заботу директора.

По инициативе Е.П.Егорова в 1959 году в Северодвинске открылся вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института, а в 1965 году был создан Севмашвтуз (ныне – филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета). Е.П.Егоров был его первым ректором (1965-1970), он внёс огромный вклад в его становление и развитие.

Е.П.Егоров обладал богатым инженерным опытом и энциклопедическими знаниями. В 1967 году он подготовил доклад, получивший впечатляющие отзывы заводов и научных организаций отрасли. Доклад был представлен на соискание учёной степени доктора технических наук, которая и была присуждена Е.П.Егорову решением Высшей аттестационной комиссии в марте 1971 года.

В январе 1972 года приказом министра судостроительной промышленности СССР Е.П.Егоров был освобождён от должности директора Севмашпредприятия и назначен директором Центрального научно-исследовательского института организации управления, экономики и информации Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1975 году был переведён в Николаевский кораблестроительный институт на должность профессора кафедры «Технология судостроения».

Депутат Верховного Совета РСФСР в 1966-1975 годах, делегат XXII съезда КПСС (1961).

Жил и работал в Николаеве. Скончался 21 октября 1982 года. Похоронен на Аллее Героев Труда Мешковского кладбища в Николаеве.

Награждён четырьмя орденами Ленина (1954, 23.07.1959, 1963, 25.07.1966), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), орденом Трудового Красного Знамени (1950), орденом Красной Звезды (1939), орденом «Знак Почёта» (1942), медалями, знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства судостроительной промышленности СССР» (30.10.1964), Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1.12.1964).

Лауреат Ленинской премии (13.04.1970).

Почётный гражданин Северодвинска (11.01.1978, знак № 1).

Имя Е.П.Егорова носит морской буксир-спасатель усиленного ледового класса ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие». 17 марта 1998 года постановлением мэра Северодвинска площади на пересечении проспекта Ленина и улицы Первомайской было присвоено имя Е.П.Егорова, в 2008 году на этой площади была открыта архитектурная композиция, посвящённая 50-летию атомного флота и 100-летию Е.П.Егорова. 25 июля 1986 года на доме № 6 по проспекту Ленина, в котором жил Е.П.Егоров, установлена мемориальная доска. 25 ноября 1999 года в вестибюле Севмашвтуза также была установлена мемориальная доска.